Командир роты майор Александр Васильевич Платунов

Командир роты майор Александр Васильевич Платунов

Порядком забытое слово «кадет», которое после Октябрьской революции употреблялось только в негативном смысле, совсем недавно вновь вошло в наш язык. Потому что снова в России появились мальчишки, одетые в военную форму, браво марширующие и распевающие солдатские песни.

Наставник ухтинских кадетов, преподаватель основ безопасности жизнедеятельности школы № 18, майор в отставке Александр Васильевич Платунов рассказывает, кто же такой кадет XXI века.

- Александр Васильевич, расскажите вкратце свою воинскую биографию.

- Знаете, так сложилось, что я служил в армии как бы в два этапа. Сначала после окончания физкультурного института меня призвали на срочную службу в спортивную роту при отдельном десантном батальоне. Оттуда я ушел в запас в звании лейтенанта. Затем четыре года проработал в Ухтинском индустриальном институте заместителем декана. А потом снова был призван в армию, но уже офицером. И с 1969 по 1971 год я был командиром взвода в одном из высших военных училищ. Ну а после окончательного увольнения в запас в чине капитана вновь вернулся в УИИ. Но когда в 70-х годах в школах ввели начальную военную подготовку (НВП), я подумал: вот она, моя судьба. Ведь у меня есть и педагогическое, и спортивное, и военное образование, я хочу и могу передать свои знания и опыт детям. Вот так я стал преподавателем: сначала в школе № 13 (в поселке Дальний), потом в гуманитарно-педагогическом лицее, а сейчас в школе № 18.

- Откуда в нашем маленьком городке появились кадеты?

- Большой вклад в реализацию этой идеи внес бывший директор МСОШ № 18 Владимир Филатов. К счастью, он нашел понимание в этом вопросе и в городском отделе образования, и в военкомате. В 1996 году в школе был создан кадетский класс. Причем Ухта стала одной из первых в республике в этом начинании. А через три года мне предложили заняться воспитанием кадетов, и я с радостью согласился.

- Хорошо, тогда спрошу немного по-другому. Зачем нужны общеобразовательной школе такие классы?

- Дело в том, что в последнее время государство все больше отмежевывается от воспитательных функций. И особенно это касается военно-патриотической сферы. Судите сами: НВП отменили, военные кабинеты ликвидировали, учебные автоматы, мелкокалиберные винтовки и прочую амуницию отобрали, полосу препятствий разобрали и т.д. Видимо, кто-то посчитал, что школа занимается некой милитаризацией.

- Кстати, такое мнение существует и у некоторых родителей. Мол, наших детей учат стрелять, драться, в общем, убивать и калечить людей. Вы, надо полагать, с этим категорически не согласны?

-Да, я не согласен. Понимаете, я убежден, что ученикам в школе обязательно должно быть интересно. Скажем, объявили карантин, дети несколько дней пропустят и по этому поводу кричат "ура". Ну куда это годится? Нет, мои воспитанники, если приходится не позаниматься день-другой, искренне огорчаются и с нетерпением ждут продолжения занятий. Почему? Да потому что мы занимаемся снарядовой гимнастикой, плаванием, лыжным спортом, рукопашным боем, наконец. То есть всем тем, что так нравится большинству мальчишек. Причем дело это абсолютно добровольное, никто никого насильно не загоняет в кадеты.

- А девочек Вы принимаете?

- Представьте себе, девушек, желающих стать кадетами, довольно много. У меня есть задумка оставить два отделения мальчиков и создать одно - девичье. И в этом есть смысл. Например, наша ученица Катя Круглий, которая в этом году заканчивает школу, на спартакиаде допризывной молодежи отстреляла лучше всех мальчишек. А по праздникам, когда мы выносим знамена, в группе знаменосцев только девушки, и это занятие им тоже очень нравится. И все же пока, увы, кадетами девушки стать не могут. Зато в наш класс могут быть приняты ученики из других школ, если на то будет их горячее желание и согласие родителей.

- И все-таки, чем занимаются кадеты?

- В школьном курсе есть такая дисциплина, как "Основы безопасности жизнедеятельности", которую я тоже читаю. Но это ведь только теория. А с кадетами мы подкрепляем ее практикой. Это и спортивные упражнения, и военные игры, и строевая подготовка. Скажем, каждый год в сентябре-октябре мы с ребятами выезжаем на Крохаль, где проводим тактические учения. Суть их проста: один взвод нападает, другой - обороняется. При этом стараемся, чтобы все выглядело, как на настоящих армейских учениях: роем окопы, преодолеваем полосу препятствий, учимся делать проходы в минных полях и т.д. Много стреляем, патроны, конечно, холостые. А в финале, когда по условиям игры все боеприпасы закончились, начинается самое интересное - рукопашный бой. Некоторые моменты напоминают канувшую в Лету военно-патриотическую пионерскую игру "Зарница". Например, если у бойца оторвали один погон, значит, он "ранен", оторваны оба - "убит".

В этом смысле нам очень помог военкомат, в котором еще сохранились автоматы Калашникова старого образца калибра 7,62 мм. Нам их отдали, сейчас у нас целых 8 стволов. В общем, как-то выкручиваемся, раз государство не помогает. Например, при отработке навыков стрельбы из пистолета Макарова мы пользуемся...стартовым пистолетом, так как настоящий ПМ нам взять негде. Но ничего, все-таки чему-то ребята научатся.

Кроме того, наши юноши являются постоянными участниками многих общегородских мероприятий. Скажем, на параде в День Победы они, как правило, маршируют на площади и, уверяю вас, идут лучше всех. Ну а еще несут караульную службу возле Вечного огня или у Памятного знака, установленного в честь воинов, павших в Афганистане и Чечне. И самое главное, что все это им очень нравится!

- Каким образом навыки, полученные Вашими воспитанниками, помогут им в дальнейшей жизни?

- Ну, если бывший кадет пойдет служить в армию или учиться в военный институт, тут и разговоров быть не может: эти навыки ему очень помогут. Судите сами: уставы он уже знает, физподготовкой занимался регулярно, строевым шагом с песней ходить умеет, выполнять команды офицера тоже. Кроме того, молодой человек обязательно проникнется духом коллективизма, воинского братства, что весьма немаловажно на срочной службе. Но даже если юноша и не пойдет в армию, уверен, он будет с благодарностью вспоминать свое кадетское прошлое. Хотя бы потому, что, став мужчиной, он всегда будет готов взять на себя ответственность за решение той или иной задачи, то есть способен стать настоящим главой семьи. Да и вообще, кадетская подготовка непременно поможет хотя бы просто выживать в нашем жестком мире.

Беседовал Олег ЕВЛАМПИЕВ

Газета «НЭП+С»

Вверх

 

Главная         Карта сайта        Государственные символы России        Ухта         Кадеты         Армия         ОБЖ        Гостевая книга

 

"Кадет" - французское слово, означает оно "младший". Так называли молодых дворян, проходящих на военной службе своеобразную стажировку в солдатских чинах. Оставшихся в живых стажеров производили в офицеры.

Сайт учащихся кадетских классов
Муниципального образовательного учреждения
"Средняя общеобразовательная школа № 18"
г.Ухта Республика Коми

www.kadety.narod.ru

Кадет готов к решению любых проблем

Главная

Карта сайта

Государственные символы России

Ухта

Кадеты

Армия

ОБЖ

Фото

Гостевая книга

 

 


Ребята, у Александра Васильевича в июле будет юбилейная дата - 60 лет!!
Кто хочет принять участие в поздравлении, пишите в группу
http://vkontakte.ru/Pozdravim

Hosted by uCoz